Вот
уже пошел 4-й год с момента последней рейтинговой оценки наших топ-поставщиков
с точки зрения их ценности для нас – небольших торговцев автозапчастями для
иномарок. Причина того, почему 3 года не делался обзор, в общем-то, всем нам
понятна. Последние военные годы для большинства были годами выживания, а не
развития. Хотя, некоторые наши топ-поставщики, порадовали приятными нововведениями.
Итак, жизнь продолжается, верим в лучшее и по многочисленным просьбам, как
самих поставщиков, так и их клиентов, стартуем новый рейтинг топ-поставщиков.
Я
решил несколько видоизменить таблицу скоринговой оценки и сделал ее, на мой
взгляд, более логичной и удобной. Общая
бальная оценка приведена к 100-бальной (100%) шкале. Если у кого-то возникнут предложения по
изменению или дополнению ниже представленной рейтинговой таблицы оценки, то
милости прошу высказываться в комментариях.
Также попытался унифицировать наши хотелки к поставщикам и разбить их на весовые
разделы. Чтоб определить ценность параметра, нужно задаться вопросом, что и у
кого продается лучше и от чего зависит принятие решения менеджером откупить
запчасть именно у того или у иного поставщика. А основные факторы, которые
влияют на продажу (покупку у Поставщика), это прежде всего:
·
цена;
·
наличие;
·
удобство заказа и
возврата;
·
удобство доставки;
·
гарантия;
·
отношение к
Поставщику.
Помимо
вышеперечисленных факторов, которые влияют на покупку, может быть еще фактор
эксклюзивности (уникальности) номенклатуры поставщика. Например, поставщик
продает эксклюзивный раскрученный бренд, которого нет ни у кого. Или географический
фактор расположения к покупателю. Например, поставщик находится через дорогу или в этом
же здании. Но все это уже более специфические, субъективные факторы. А мы
оцениваем мэйн стрим.
Так у какого же поставщика
продавец автозапчастей купит запчасть прежде всего?
Естественно,
запчасть откупается в первую очередь у того поставщика, у которого лучшая цена (при условии примерной
схожести остальных параметров). В принципе, цены на большинство
пересекающегося ассортимента у топ-поставщиков примерно одинаковы, хотя и здесь
все не так однозначно. Например, при одинаковой цене номенклатуры в евро, курс
в гривне у кого-то из поставщиков может быть ниже, чем у остальных, а это
значит, что цена покупки для покупателей уже ниже.
Есть
еще фактор наличия. Допустим, эта позиция есть только у одного поставщика, но
она дорогая, а у остальных, в номенклатуре которых эта запчасть существенно
дешевле, она выбилась из наличия на данный момент, и ее больше нигде нет. А
нужно срочно. Вот и продается по фактору
наличия.
Далее.
Допустим, цена на позицию примерно одинакова (+/- 10-20 грн) и есть у многих,
тогда в игру вступают остальные характеристики принятия решения по покупке. А
это: удобство заказа/возврата,
логистика, гарантия и прочее.
Попытаемся
придать каждому разделу влияния на принятие
решения о покупке весовой параметр, исходя из совокупных 100%. Я разделил
их вес в таком соотношении:
Раздел
|
Вес, %
|
1. Цена
|
25%
|
2. Наличие
|
25%
|
3. Сервис
|
20%
|
4. Доставка
|
20%
|
5. Гарантия
|
5%
|
6. Лояльность
|
5%
|
Итого:
100%
А
теперь сделаем каждый раздел более подробным для оценки и получим следующую
скоринговую модель:
Алгоритм рейтинговой оценки Поставщика
|
||||||||||||
(с точки зрения его ценности для клиента-продавца, сезон
2016-2017)
|
||||||||||||
Параметр
|
Описание
|
Показатель
|
Бальная оценка
|
Итог
|
||||||||
I. ФИНАНСОВЫЙ БЛОК
(25% общего веса)
|
25
|
|||||||||||
1.1. ЦЕНЫ (20%)
|
Очень высоки,
практически всё выше цен конкурентов
|
Неудовлетворительно
|
0
|
20
|
||||||||
От 10 до 20% от ценника попадает в топ по цене
|
Нормально
|
10
|
||||||||||
Более 20% от
ценника попадает в топ
|
Отлично
|
20
|
||||||||||
1.2. ОТСРОЧКА (5%)
|
Предоставление
отсрочки платежа на срок:
|
Только
предоплата
|
0
|
5
|
||||||||
Отсрочка до 3-х
дней
|
3
|
|||||||||||
От 4 до 7 дней
|
4
|
|||||||||||
Более 7 дней
|
5
|
|||||||||||
II. СКЛАДСКОЙ БЛОК
(25% общего веса)
|
25
|
|||||||||||
2.1.
НАЛИЧИЕ (кол-во строк номенклатуры живого наличия)
(20%)
|
От 1.000 до 2.000
|
Карликовый склад
|
1
|
20
|
||||||||
От 2.000 до 5.000
|
Маленький склад
|
3
|
||||||||||
От 5.000 до 10.000
|
Небольшой
склад (S)
|
5
|
||||||||||
От 10.000 до
20.000
|
Умеренный
склад (M)
|
7
|
||||||||||
От 20.000 до
30.000
|
Нормальный
склад (L)
|
9
|
||||||||||
От 30.000 до
40.000
|
Хороший
склад (XL)
|
11
|
||||||||||
От 40.000 до
50.000
|
Большой склад
(XXL)
|
13
|
||||||||||
От 50.000 до
60.000
|
Очень большой
склад (XXXL)
|
15
|
||||||||||
От 60.000 до
70.000
|
Суперсклад (XXXXL)
|
17
|
||||||||||
Более 70.000
|
Мегасклад (XXXXXL)
|
20
|
||||||||||
2.2. КОРЗИНА БРЕНДОВ
(5%)
|
До 5 брендов
|
Мало
|
1
|
5
|
||||||||
От 5 до 10
|
Удовлетворительно
|
2
|
||||||||||
От 10 до 20
|
Нормально
|
3
|
||||||||||
От 20 до 30
|
Хорошо
|
4
|
||||||||||
Более 30
|
Отлично
|
5
|
||||||||||
III. СЕРВИС (20% общего веса)
|
20
|
|||||||||||
3.1. СРОК ЗАЧИСЛЕНИЯ ВОЗВРАТОВ
(5%)
|
Принятие
возврата и зачисление средств на баланс Покупателя в срок с момента передачи
возврата водителю поставщика или на склад поставщику (или онлайн оформления
возврата):
|
Штраф при любом
возврате (суммируется при наличии с осн. параметром принятия возврата)
|
-5
|
5
|
||||||||
Более 7 дней
|
1
|
|||||||||||
От 5 до 7 дней
|
2
|
|||||||||||
От 3 до 4 дней
|
3
|
|||||||||||
От 1 до 2 дней
|
5
|
|||||||||||
3.2. КАЧЕСТВО ПРИНЯТИЯ ВОЗВРАТОВ
(5%)
|
Возможность
вернуть товар в срок значительно более 14 дней с момента покупки (1-2месяца и
более):
|
Более половины
или весь товар невозвратный
|
-5
|
5
|
||||||||
Прием возврата
строго в срок 14 дней с момента отгрузки
|
1
|
|||||||||||
Допускается
возврат по договоренности +/- до 1 недели более отведенного срока возврата
|
3
|
|||||||||||
Регламентирована
возможность возврата товара в срок значительно более 14 дней с момента
покупки (1-2 месяца и более)
|
5
|
|||||||||||
3.3. КАЧЕСТВО СЕРВИСА ЗАКАЗА
ЗАПЧАСТЕЙ
(10%)
(суммирование баллов за выполнение каждого
параметра)
|
Онлайн система
проверки наличия, заказа и отслеживания этапов выполнения заказа
|
1
|
10
|
|||||||||
Функция онлайн
резерва запчастей
|
1
|
|||||||||||
Наличие кроссов
выбираемой запчасти онлайн
|
1
|
|||||||||||
Наличие фото,
описания, размеров выбираемой запчасти онлайн
|
1
|
|||||||||||
Регулярная
автоматическая рассылка прайса клиентам либо возможность самостоятельно
скачать с сайта актуальный прайс наличия
|
1
|
|||||||||||
Регулярное
обеспечение клиентов файлами кросс-кодов по брендам, не представленным в
основных каталогах, в том числе по приват лэйблам
|
1
|
|||||||||||
Формирование на
сайте онлайн архива заказов, отгрузок, возвратов
|
1
|
|||||||||||
Формирование на
сайте онлайн архива взаиморасчетов
|
1
|
|||||||||||
Наличие на сайте
оригинальных каталогов основных марок с возможностью пробивки ВИН-кода
|
1
|
|||||||||||
Возможность в
штатном режиме на сайте наличия Поставщика сделать онлайн заказ со складов
зарубежных партнеров Поставщика с бесплатной доставкой к себе на офис
|
1
|
|||||||||||
IV. ЛОГИСТИКА (20% общего веса)
|
20
|
|||||||||||
4.1. КОЛИЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНЫХ
СКЛАДОВ
(5%)
(филиалов/представительств, в т.ч. центр
офис)
|
1 склад
|
Монорегиональный
поставщик
|
0
|
5
|
||||||||
От 2 до 4
|
Региональный
поставщик
|
1
|
||||||||||
От 5 до 7
|
Крупный
Региональный поставщик
|
2
|
||||||||||
От 8 до 10
|
Межрегиональный
|
3
|
||||||||||
От 11 до 20
|
Системный
|
4
|
||||||||||
Более 20
|
Национальный
|
5
|
||||||||||
4.2. ДОСТАВКА, СЕРВИС ЛОГИСТИКИ
(15%)
(суммирование баллов за
выполнение каждого параметра)
|
Отсутствие
доставки по городу
|
-5
|
15
|
|||||||||
Наличие
ежедневной плановой бесплатной доставки (независимо от суммы заказа)
|
2
|
|||||||||||
Наличие от 3-х и
более рейсов бесплатной доставки
по городу в течение рабочего дня
(независимо от суммы заказа)
|
3
|
|||||||||||
Прием заказа
Пост-ком с исполнением текущ. днем до 17-00 и позже (с отправкой
товара перевозчиком этим же днем или выгрузкой для доставки клиенту по городу
утром следующего дня)
|
2
|
|||||||||||
Возможность
оформления онлайн заказа клиентом с указанием в заказе реквизитов отправки
товара непосредственно Поставщиком на
конечного Покупателя без док-тов, фирм.скотча, визиток, наклеек и
пр.символики
|
2
|
|||||||||||
Видимость
наличия по всем имеющимся складам Поставщика и возможность заказа товара
с любого склада Поставщика (независимо от его нахождения) "в одно
касание" с бесплатной доставкой на офис
|
3
|
|||||||||||
Занос водителем
(курьером Поставщика) заказа запчастей в офис клиента (а не подвоз к дверям
на улице и ожидание, когда заберут)
|
2
|
|||||||||||
Онлайн GPS
отслеживание доставки по карте местности на сайте (веб-магазине) Поставщика
по расходным накладным
|
1
|
|||||||||||
V. ГАРАНТИЯ (5%
общего веса)
|
5
|
|||||||||||
5.1. ПОДДЕРЖАНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
(5%)
|
Поставщик вообще
НЕ поддерживает гарантию полностью на весь свой ассортимент
|
-5
|
5
|
|||||||||
Поставщик
поддерживает гарантию и принимает рекламации на значительную часть
номенклатуры наличия (за исключением перечня определенных брендов)
|
2
|
|||||||||||
Поставщик
поддерживает гарантию и принимает рекламации практически на всю номенклатуру
наличия, независимо от бренда
|
5
|
|||||||||||
VI. ИМИДЖ И ЛОЯЛЬНОСТЬ
(5% общего веса)
|
5
|
|||||||||||
6.1. ИМИДЖ
(2%)
(суммирование баллов за выполнение каждого параметра)
|
Поставщик
проводит ежегодно выставки и прочие публичные мероприятия за свой счет для
своих клиентов из регионов
|
1
|
2
|
|||||||||
Поставщик
ежегодно обеспечивает своих клиентов методической поддержкой, каталогами и
рекламными материалами, проводит тренинги, семинары, акции
|
1
|
|||||||||||
6.2. ЛОЯЛЬНОСТЬ
(3%)
(суммирование баллов за выполнение каждого
параметра)
|
Наличие
постоянно действующей автоматизированной программы лояльности (бонусной
системы) с накопительным учетом баллов от продаж и выполнения условий/акций и
онлайн заказом на вырученные баллы полезных товаров
|
1
|
3
|
|||||||||
Менеджер по
продажам (региональный менеджер) оперативно
реагирует на просьбы и пожелания своего клиента и реально решает
проблемы клиента, своевременно сообщает о новостях в ассортименте и
изменениях в условиях работы и прочую информацию
|
1
|
|||||||||||
Общая
положительная атмосфера (аура) Поставщика в глазах Клиента: дружелюбие и
вежливость менеджера и персонала компании поставщика, доступность контакта
/возможность всегда дозвониться или перезванивают на пропущенные/,
возможность попросить снять размеры и прочие параметры на складе Поставщика
по живой запчасти, профессионализм сотрудников поставщика
|
1
|
|||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ ВСЕХ РАЗДЕЛОВ
(возможный максимум - 100) :
|
100
|
|||||||||||
Общая рейтинговая оценка Поставщика исходя из набранных баллов
по Алгоритму оценки:
|
||||||||||||
Количество набранных баллов
|
Оценка по 10-бальной шкале
|
Словесная оценка поставщика
|
||||||||||
90-100
|
10
|
ОТЛИЧНО
|
||||||||||
80-89
|
9
|
ОЧЕНЬ ХОРОШО
|
||||||||||
70-79
|
8
|
ХОРОШО
|
||||||||||
60-69
|
7
|
НОРМАЛЬНО
|
||||||||||
50-59
|
6
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
||||||||||
40-49
|
5
|
ПОСРЕДСТВЕННО
|
||||||||||
30-39
|
4
|
ПЛОХО
|
||||||||||
20-29
|
3
|
ОЧЕНЬ ПЛОХО
|
||||||||||
10-19
|
2
|
ОТВРАТИТЕЛЬНО
|
||||||||||
0-9
|
1
|
ХУЖЕ НЕКУДА!
|
||||||||||
А
теперь озвучим, кто наши топ-поставщики
автозапчастей для иномарок в Украине на текущий момент (в порядке алфавита):
- Автотехникс;
- Бастион;
- Владислав;
- Интеркарс;
- Омега;
- Элит;
- Юниктрейд.
Это
наша G7 поставщиков (грейт
севен) на сегодня. Ранее в данном списке была еще международная компания Trost,
у которой сдали нервы и она выскочила с рынка еще в 2014 году с началом военных
действий против нашей страны. Все остальные живы и здоровы, слава Богу, их мы и
будем анализировать и рейтинговать.
Если
кто-либо из читающих сей блог считает, что есть поставщик в Украине, который
достоин войти в топ и соответствует по большинству параметров поставщикам,
которые представлены в данном топе, то пожалуйста, напишите имя сего героя в
комментах и мотивируйте, почему. С удовольствием проанализирую и его. Я уже
думал на эту тему, но пока достойного так и не увидел. Есть у нас в Харькове,
кстати, пара-тройка ребят, которых можно было бы рассмотреть и пока только на
этом и остановиться. Взять, хотя бы, тот же славный Мастерсервис, который с
учетом всех его направлений по валовому объему месячных продаж, зачастую,
оставляет далеко позади себя каждого из нашего топа. Но его ассортимент не
имеет такой широкой номенклатуры, к тому же, товар специфический и сезонный, в
общем, не мэйн стрим. К тому же мы не берем в целом всю АД Групп со всеми
направлениями, а берем только Автотехникс. Есть, например, еще одна молодая
харьковская звезда, которая буквально ворвалась на украинский рынок запчастей и
развивается очень динамично. Но все-таки пока еще дворняга, по сравнению с
топами, хотя, если будет развиваться также активно, нарастит номенклатуру и
улучшит остальные параметры по нашему рейтингу, то возможно и попадет в него когда-нибудь.
В
общем, это пока на затравку. Начнем, как всегда, с первого из перечня –
Автотехникс. Продолжение следует…
Еще почитать по данной теме:
поставщики хорошие, но как можно работать, когда на авто про в розницу и на многих других сайтах цены ниже, чем закупочные цены у этих поставщиков???
ОтветитьУдалитьможет просто вам скидки не хватает, поэтому и цену такую большую для себя видите. Хотя и сами иной раз, правда не часто, на автопро выхватываем интересные лоты. Просто там может быть единичная позиция по топ-цене, зависон тот же, а есть и много подделки, под тот же оригинал или под раскрученный бренд упакованной, естественно по интересной цене.
ОтветитьУдалитьда, у меня не самые большие скидки, но зазоры правда оставляют желать лучшего когда сравниваем лоты на авто про и т.п с элитом или той же омегой.
Удалить"по многочисленным просьбам, как самих поставщиков, так и их клиентов"-пора заробляти публікуючи рейтинги
УдалитьБольшое спасибо за интересные блоги.Немало полезной информации почерпнул для себя как начинающий "продавец" запчастей.
ОтветитьУдалитьПросто дело в том что у нас "семейная" автомастерская (я (Денис) , сын и жена . Ну и один нанятый работник) . Мы с сыном и "найманцем" занимаемся ремонтом передней подвески и развал-сходом , ну а моя супруга ведёт всю бумажную работу.Держали небольшой запас запчастей для СНГовских машин , но с приходом сына из армии встал вопрос о развитии полного спектра и для иномарок (имею ввиду запчастей для подвески). И вот тут наткнулся на Ваш блог .
Наладили "отношения с Автотехниксом , Интеркаром , Юником ... Владик вот-вот вроде на "подходе" , а вот с Омегой ((( чот как то не складываются отношения . Пару месяцев искал к ним лазеечки , заполнял форму "стать партнёром" на офф сайте пару тройку раз , звонил на "автоответчик" ... наконец то вышел на номер нашего регионменеджера . Связался с ним ... ещё пару недель ожидания ... и наконец то он сказал что подойдёт к нам на работу в четверг .
Ждал четверга как ... маны небесной .
Просто из ваших статей я понял среди G7 запчастями к автомобилям СНГовского производства занимаются только они . А для нас важно найти поставщика с "нормальными" ценами именно для СНГ сегмента.
Ну и так ... четверг . Супруга перезванивает регмену примерно в обед чтобы уточнить примерное время встречи и не забыли ли о нас ... абанент-неабанент .
Ждём .
Перезваниваю я примерно в 15часов , Владимир (регменеджер) говорит что всё ок и о нас помнят , что он будет у нас чуть чуть попозже .
Ждём.
16.45 ... пора потихоньку закрываться (конец рабочего дня) , звоню ещё раз Владимиру и ... слышу в ответ что он уже в другом городе !!!!!!!!!!!!!
Шок !
Потом обещания что скинет нам на мыло прайс (для ознакомления)... но потом оказывается что прайс слишком "тяжёлый" и он не может его нам скинуть .
Потом звонки на телефоны указанные на сайте ... в ответ типа "нужен оборот в 20-25т. гривен в месяц" , хотя в первый раз сказали что для СТО таких условий нет . Звонок опять Владимиру и на вопрос что якобы " нужен ли какой-то обязательный оборот в месяц?" мы услышали "Да , для СТО 16т. в месяц" !?!?!?!
Короче Омега оставила о себе крайне негативное впечатление ... кучу несбывшихся ожиданий и массу испорченных нервов . А "закрытость" конторы вообще поразила.
Огромная просьба учесть это в Ваших оценках поставщиков.
ПыСы Огромная просьба к Вам . Не могли бы подсказать , "нормальных" поставщиков запчастей к СНГовским авто , желательно с доставкой в наш регион (Можно на мыло Sinoid@i.ua).
Ах да , сами мы из Краматорска , Донецкая область.
Денис.
Денис, спасибо за положительный отзыв о блоге.
УдалитьЧто касается Омеги, то странно, что так получилось. Советую дожать Омегу и начать работать с ними, т.к. по СНГ з/ч, да и по иномарке по ценам с ними мало кто сравнится. Просто не повезло с менеджером - это человеческий фактор, жаль что из-за какого-то мелкого винтика портится общая картинка о поставщике. У нас так было в свое время с Автотехниксом, я писал уже об этом - http://autopartstrade.blogspot.com/2012/03/blog-post_11.html
Тоже 2 года все пытались начать работать с ними, но из-за того, что наткнулись на мудака, который курировал наш район, так и не начали работать. А уже позже просто набрал на телефон отдела продаж в Харьковском филиале и наткнулся на нормального менеджера, объяснил проблему и уже через пару недель нас зарегистрировали и начали работать. Так что не сдавайтесь. Вот вам в помощь их контакты, напишите на эл.ящик и укажите свою проблему, а также наберите затем, узнайте получили они письмо и к кому обратиться по решению своей проблемы.
Единые многоканальные номера:
utel (057) 713-69-00
mts (050) 403-69-00
kyivstar (067) 623-69-00
skypeskype.omega-auto.biz
Электронная почта:
web@omega-auto.biz