О чем этот блог?

БЛОГ О ТОРГОВЛЕ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ ИНОМАРОК И НЕ ТОЛЬКО...

2014-01-07

А вы уже составили свои стратегические планы на 5, а лучше на 10 лет вперед? Если да, тогда я вас поздравляю. Можете засунуть их в жопу!

         Конечно, я не отрицаю того, что у каждого человека может быть мечта, цель в его бизнесе и в жизни, к которой он будет идти годы и десятилетия. Соответственно, должны быть и планы, направленные на приближение к ней. Но эти планы и тактические мероприятия должны быть реальными, а поэтому не могут быть расписаны на 5 или 10 лет с четкими погодовыми параметрами достижения мечты (цели). А должны быть краткосрочными, до года максимум, иначе они рискуют перерасти в то, что средство (сам план по достижениию цели) подменит цель. Над человеком уже будет давлеть сам срок установленный ему, фактически, им самим, и вина по неисполнению каких-то показателей по сроку будет постоянно разъедать сознание и отвлекать от реальных дел и положения вещей. И чем дальше, тем больше. Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах...

         Недавно перечитывал ранние посты блогера Д.Давыдова, посвященные маркетингу и рекламе, некоторыми выдержками из которого я и поделюсь с вами далее. Было знакомство с этими материалами уже давненько, лет эдак 7-8 назад, многие мысли и идеи  меня тогда зацепили. А сейчас я поймал себя на мысли, что к моей радости, последние лет 5 я не обязан составлять эти стратегические планы, рисовать их, выдумывать, как делал до этого ежегодно в моем финансовом прошлом. Еще тогда я знал, что это все профанация, но должностные обязанности и уклад строя требовали их составлять, согласовывать, защищать, утверждать. Короче кучу времени и нервов тратить впустую, дабы обеспечивать куском хлеба доморощенных "звезд" - руководителей стратегических департаментов и пр. номенклатуры, рьяно следившим за этим процессом, все усложняя и усложняя его год от года.  Доходило даже до смешного, этот стратегический план требовали и не по коммерческим подразделениям банка - и у бухгалтерии, и у кассиров, и даже по общему отделу у завхозов. Делали по подразделениям, затем по-филиально, затем сбивалось в целом по системе. А далее проводились ежемесячные и ежеквартальные корректировки, совещания, заседания, потому что практически никогда все не сходилось даже с погрешностью до 10%.

         А теперь и мои и мысли других единомышленников на эту тему. Консультант Олег Шестопалов так отзывается о стратегическом планировании – «единственно возможная стратегия, есть стратегия выживания компании в самых различных ситуациях, включая сценарии, не предусмотренные ни в каких планах».

         Полностью согласен! Какая еще может быть стратегия, как и стратегия у любого живого организма в природе? ВЫЖИТЬ! А далее уже в соответствии с пирамидой Маслоу - обеспечить себе питание, кров, запасы пищи и пр. Но это уже тактика выживания! Точно также и любая компания должна быть сконцентрирована на стратегии выживания, особенно в условиях кризиса или резкого изменения коньюнктуры рынка. Не надо заморачиваться на долгосрочных планах и видении. Сконцентрируйтесь на тактике. Аналогично надо концентрироваться на тактике и в условиях растущего рынка, только тогда тактика уже преследует цели "увеличения всевозможных запасов", т.е. максимальное развитие и увеличении доли рынка, прибыли и прочего, применительно для бизнеса. Но и тогда надо помнить, что стратегия - это выживание, а временное формирование запаса - это лишь применение тактики текущего момента. Далее цитата:

         "...те компании, которые не занимались аутсорсингом, брендигом, реинжинирингом процессов и прочими модными фишками, могут содержать безумно ценную информацию о грамотном ведении бизнеса, особенно в моменты кризиса. Но так как эти компании не стремятся к доминированию на рынке, к быстрому росту, к яркому пиару, то они  считаются «проигравшими» и никто их не изучает. Они становятся видны только в моменты потрясений, когда меняющаяся коньюктура выкашивает их более гламурных собратьев по бизнесу.

         Если вы будете систематически изучать старые планы, прогнозы и стратегии компаний, причем из любых секторов экономики, вам бросится в глаза, насколько далеки эти планы оказались от реальности. К примеру, я не встречал ни одного плана, где количество точек не росло бы постоянно. Люди просто не готовы рассматривать ситуацию, когда количество точек продаж не изменяется годами или даже падает. Ни один план не предусматривает того, что вашу компанию могут купить конкуренты задешево, вследствие ваших просчетов или наступившего кризиса.

         Однако фантазии «стратегов» продолжают доминировать на рынке. Вместо того, чтобы честно признать, что мы не можем прогнозировать будущее на несколько лет вперед, компании продолжают выдавать на-гора планы и стратегии развития.

         Наоборот, разочаровавшись в планировании вообще и стратегическом в частности, вы начнете вырабатывать навыки работы в условиях неопределенного будущего, а это уже совсем иной принцип работы.

         И пока конкуренты пребывают в твердой убежденности, что все будет так, как они планируют, резкое изменение на рынке, к которому они не готовы, будет делать их уязвимыми. Что вам только на руку.

         Особенно стоит уделить вниманию «стратегии роста». Почти все компании строят планы о том, как расти и расти быстрее. Быстрый рост в бизнесе невозможен без кредитов. И быстрый рост невозможен без увеличения доли риска.

         Более того, апологеты быстрого роста просто не рассматривают возможность того, что компании придется не расти, а наоборот, уменьшаться в размерах. Между тем, именно это и есть вопрос, которым вы должны задаваться постоянно. Могу ли я уменьшить компанию вдвое и оставаться доходным? Если да, замечательно. Если нет – надо задуматься об этом, потому что рынок заставляет бизнесы ужиматься гораздо чаще, чем нам кажется.

         И так как никому не дано знать, что будет через пять лет, не стройте планы на то, что вы вырастите. Всегда исходите из того, что ваш бизнес может годами топтаться на месте или даже уменьшаться."  (Д.Давыдов)



         А теперь рассмотрим пример. Допустим, дядя Вася стартанул в бизнесе автосервиса еще в 2003 году начав с одного СТО, взяв его в аренду. Он хороший бизнесмен, специалист и просто харизматичный человек, причем с трезвой головой и живущий по средствам. К нему тянутся клиенты, да и персонал он не обижает. Дела идут на лад, рынок растет как на дрожжах. Он берет еще одну СТО, через год еще пару, затем еще. Все отлично, Вася уже подлатался, сменил девятку на дорогую иномарку и строит дальнейшие планы. Он уже не Вася, а Василий. Рынок все также растет, очереди на СТО Василия не падают, жизнь прекрасна и манит радужными перспективами. Затем Василию приходит мысль выкупить всю свою сеть из 25 СТО у арендодателей. Василий все просчитал, ведь ему гораздо выгоднее платить % по кредиту, чем аренду, да и всего лет через 10 он полностью все погасит по всем его расчетам. Все 25 СТО выкупить не удалось, не согласились арендодатели продать, 5 СТО осталось в аренде, а 20 Василий выкупил. И вот настал сентябрь 2008 года, в стране финансовый кризис. Сразу ударило по мойкам, которые были при СТО Василия. Машины стали мыться гораздо реже и мойки стали убыточны. Но на СТО по-прежнему едет народ после некоторой паузы. И в целом он в плюсе. Прошел еще год-два и вроде все нормально, да и на мойки опять народ потянулся. Пронесло про себя подумал Василий в 2010 году и опять вернулся к своим стратегическим планам и мечтам. Но вот минул 2012 год и как-то приостановилось в росте все, но по-прежнему вроде стабильно, хотя и сезонность стала плавать. А 2013 удивил уже перекосами по сезону и месяцами затишья. А кредиты платить надо, зарплаты людям тоже, коммуналка только растет, да и другие постоянные расходы не падают. Вот уже в иной месяц стал Василий из своего кармана доставать деньги и оплачивать расходы, не покрывающиеся текущей прибылью. Вот уже и стали закрадываться нашему стратегу ростки сомнения. Но он почесал затылок, ничего не сделал, подумал, что как-нибудь все само обустроится и стал далее продолжать в том же духе, ничего не меняя...

         Вот такая небольшая сказочка. Испугались? Мне кажется, что 2012 и 2013 годы были метками, предупреждениями, сигналами для действий по изменению тактики для тех, кто обременен сетью и большими постоянными расходами. Уже тогда надо было начать готовиться к развороту. Может и сейчас еще не поздно, кто знает... 

         Кризис 2008 года моментально ударил по банковскому, финансовому сектору. Свернулись или были проданы целые банковские сети, в первую очередь многих иностранных банков. Целые отрасли финансового рынка, такие как оценщики и многие страховые компании были сметены с рынка. Но сама экономика более инертна. Есть подушка в виде резерва НБУ, кредитов МВФ и пр. фондов, бюджета. И самое главное, к счастью самого нашего государства, есть огромный сегмент в виде серого и черного бизнеса с миллионами работающих там людей, который не так чувствителен к финансовым коллапсам, потому что работает за нал и хранит свои авуары в баксе и евро, наученный еще далекими 90-ми. Но эти факторы дают лишь определенный запас времени, бывает даже достаточный, чтоб стабилизировать и развернуть ситуацию в экономике. Но прошло уже 5 лет с момента финансового кризиса и есть такое подозрение, судя по реальному спросу и настроениям людей, что в 2014 году лучше не станет.

        
         Так что кто-то пишет стратегические планы на следующие 5 лет, а кто-то быстро и эффективно решает тактические задачи. Кстати, если бы Василий не был Васей, то он бы предпринял определенные действия, которые бы обезопасили его бизнес. Ведь основная стратегия для любого бизнеса, как сказано выше по тексту - это стратегия выживания компании в самых различных ситуациях, включая сценарии, не предусмотренные ни в каких планах. И всегда вовремя принятые тактические решения помогут вам выжить. А Василий мог бы сделать следующее:

  • отказался бы от аренды 5 СТО, которые не в его собственности, тем самым уменьшив количество убыточных точек безболезненно;
  • перевел персонал полностью на % от выработки, дабы не нести риски по постоянной выплате зарплаты при убытках (неэффективные работники бы сами ушли, а оставшиеся стали бы зарабатывать больше);
  • отдал бы мойки, которые при некоторых его СТО, в аренду;
  • договорился бы с банками о рефинансировании и продлении сроков, в том числе перевел бы выплаты по кредиту на иннуитетные, чтоб не было большой финансовой нагрузки;
  • вспомнил, что кто-то хотел купить у него какое-то из его СТО и если цена в рынке и устраивает все еще обе стороны, то продал бы;
  • запустил бы в некоторые из своих боксов арендаторов;
  • подумал бы, что можно нового предложить своим клиентам из дополнительных услуг, чего нет у других;
  • и т.д., и т.д., и т.д.

         Не факт, что это бы спасло бизнес Василия от разорения в случае стремительного ухудшения дел на рынке, но во всяком случае шансов бы прибавило.

       А как у вас дела? Вы ко всему готовы?

Еще интересно почитать по данной теме:



10 комментариев:

  1. Доброе время суток, хочу выразить вам благодарность, за то, что находите время и желание поделится с нами секретами этого довольно таки не простого вида деятельности! Я из восторгом читаю каждую статью, не знаю сколько вам лет, но ваш профессионализм просто шокирует. У меня магазин запчастей к иномаркам, в городе где населения в 100 тыс. человек, вхожу в топ-3 магазинов по наличию, и я очень рад, что мои конкуренты не могут похвастаться такой подготовкой, как вы, честно, я не завидую вашим конкурентам!

    Всего вам доброго, творческих идей, финансовых успехов, благополучия и процветания!

    P.S. у меня к вам много вопросов), но если не трудно, дайте совет по поводу дешевого сегмента, каждая кантора из G8, багрит свой бренд, а люди спрашивают дешевое, что из вашего опыта свои деньги отработает: Teknorot, Profit, Starline, Fortune Line???? или же наоборот этого продавать нельзя! Заранее благодарен!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отзыв!
    Что касается ваших вопросов, то скажу следующее. Если рассматривать перечисленные вами собственные бренды некоторых поставщиков, то не хотел бы из них выделять кого-нибудь в лучшую или худшую сторону. Вы должны понимать, что это лишь упаковка продукции, произведенной на десятках и сотнях азиатских заводах, как правило, китайских (кроме, Текнорота, котой является турецким производителем). Я надеюсь, что заказчики (Текникс/Профит, Элит/Старлайн, Интеркарс/Фортуналайн) хотя бы периодически просеивают заводы, которые производят им продукцию на предмет % рекламаций, срока жизни запчасти и пр. показателей. Что не только цена является превалирующим фактором при заключении очередного контракта на производство очередной партии продукции. Но это только надежды. Не уверен, что учитываются интересы потребителей данной продукции более, чем интересы самого упаковщика. Тем более у меня самого есть опыт того, как проводятся различные тендеры с участием из жюри в виде наемных менеджеров из стран бывшего постсоветского пространства. Далеко не всегда, а практически никогда интересы клиента не превалируют над интересами продавца, а тем более личных интересов его менеджеров, уполномоченных на принятие решений;)
    Поэтому если клиент просит подешевле (продажа машины и пр. подобные ситуации), то мы практически никогда из перечисленных брендов не предлагаем. Так как есть гораздо более дешевые и проверенные временем бренды от более мелких импортеров. Причем в каждом из сегментов, будь то подшипники, стойки стабилизатора, тяги/наконечники, колодки, фильтра и пр. есть свой лидер по соотношению цена/качество, который опережает перечисленные продакт плэйсмэнт от поставщиков G8. Все дело в фокусе. Нельзя паковать все подряд и быть лидером соотношения цена/качества по всему спектру. И еще. Вы должны понимать, что сегодня подшипники, допустим для того же Профита делает один китайский завод, а завтра уже другой и с другим качеством. А вы попробовали продукцию предыдущего выпуска и она вам понравилась. И не факт, что другой завод сделал лучше. Либо наоборот. В продукции упаковщиков нет стабильности. Только метод проб, но не факт...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, вам большое, за столь мудрый ответ!!! Как всегда интересно, профессионально, оперативно!

      Удалить
  3. Доброго времени суток, можно ли получить пару уроков по поиску и подбору запчастей? Конкурентом вам врядли буду, так как живу в другой области. Естественно вознаграждение обсудим, жду ответа! Заранее спасибо,

    ОтветитьУдалить
  4. То Anton:
    С обучением не помогу, а вот как научишься, тогда этот блог тебе будет полезен.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте! В процессе подготовке материалов к совещанию, наткнулась на Ваш блог и не могу оторваться! Спасибо Вам! К сожалению не знаю Вашего имени, но мне было бы очень интересно с Вами познакомиться и пообщаться (у меня множество вопросов без ответа по теме Вашего Блога).
    Я Харьковчанка и с удовольствием пригласила бы Вас на чашечку кофе поговорить и запчастях к иномаркам :)

    ОтветитьУдалить
  6. Доброй ночи, уважаемый allparts.Занимаемся запчастями в Одессе.
    Читаю ваш блог уже несколько часов и понимаю, что нашел единомышленника.
    Спасибо Вам за работу. В нескольких статьях Вы описали и наш накопленный опыт - то, что я вдалбливаю своим компаньонам: о работе с клиентами, об оборотных деньгах. Все очень понравилось, Особенно понравилось про стратегические планы :) По молодости серьезно изучал всевозможный планинг, таймменеджмент, какстатьмиллионеринг и т.д. До Ваших статей жалел, что забросил их применение, теперь понял - работают только реальные вещи. Буду и дальше читать и сделаю из Ваших тезисов инструкцию для своих:)

    ОтветитьУдалить
  7. Leon, спасибо за отзыв!
    Приятно, что потраченные на написание усилия имеют некоторую пользу для коллег. К сожалению, в последнее время, в силу происходящих событий в нашей стране нет ни сил не желания что-либо написать, но думаю переборю ипохондрию и порадую каким-нибудь новым материалом.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный23/10/15 14:34

    Почитал, очень и очень интересно, и очень знакомо про планы, особенно в банках и тут мне хочется просто по смеяться, ну мы почти колеги.............
    я вот тоже задумался на темой торговли автозачастями, как то оно в банках сейчас не очень неуютно...

    ОтветитьУдалить