В свете последних
обсуждений навеяло следующую тему. Что для вас лучше, иметь 3-х постоянных
клиентов, которые ежедневно покупают у вас запчастей на сумму 10 тыс. грн. каждый
или 30 клиентов с ежедневной покупкой каждым их них у вас на 1 тыс.грн.?
Вроде простой вопрос. И цифры можно масштабировать в
любой разумной пропорциональности. И с точки зрения математики итог всегда
будет одинаков, но с точки зрения
бизнеса, развития, последствий и перспектив ответы на этот вопрос могут иметь
совсем разные результаты.
Я хочу сказать, что в принципе, нет правильного ответа на данный вопрос. Можно привести десятки доводов в пользу одного варианта и десятки в пользу другого, и все они будут аргументированы. Смотря с какой стороны посмотреть. Я лишь хочу сказать одно - от ответа на данный простой вопрос зависит то, как вы видите свою стратегию развития и свое место во внешней среде.
Я хочу сказать, что в принципе, нет правильного ответа на данный вопрос. Можно привести десятки доводов в пользу одного варианта и десятки в пользу другого, и все они будут аргументированы. Смотря с какой стороны посмотреть. Я лишь хочу сказать одно - от ответа на данный простой вопрос зависит то, как вы видите свою стратегию развития и свое место во внешней среде.
Перейдем к практическим примерам. Можно долго теоретизировать,
но без практики никогда нет возможности проверить результат.
Сцена
1. Допустим, у вас 3 клиента каждый
день выбирают товара на 30 тыс.грн. Стабильно изо дня в день, каждый по 10 тыс.
При этом они делают основной объем ваших продаж и для чистоты эксперимента
определимся, что их совокупный объем закупок у вас = вашим 100% продаж. Поэтому
вы дорожите каждым из них и целуете в жопу, боитесь потерять, всячески
ублажаете. А они, пользуясь своей эксклюзивностью, каждый раз капризничают и не
преминут от случаю к случаю упрекнуть вас ценой, сослаться на другого дядю
Васю, который предлагает им дешевле (толще, вкуснее, качественнее, лучше). И вы
им идете на встречу, снижаете свою рентабельность и даруете им еще очередной %
рентабельности за счет снижения своей в страхе потерять моментально 33% от
своих продаж и прибыли соответственно в случае потери одного из них. Вас не устраивает в них как минимум
процентов 20 от их запросов, при этом для вас не приемлемы 5% требований Клиента №1, 6% Клиента №2 и 9% претензий Клиента №3. Но
слишком много поставлено на весы и вы опутаны этими обязательствами. В том
числе и теми, что вы не имеете права никому другому, кроме как им,
предоставлять подобных условий продаж (скидок, отсрочки и т.д.). Со временем
они начинают вести себя все более как капризные дамы, истерят, требуют,
угрожают. И вам не остается ничего, как стать фактически их придатком и
работать на ИХ благо, а НЕ НА СЕБЯ.
Сцена 2. У вас 30 клиентов, которые каждый день
выбирают товара на 30 тыс.грн. Стабильно изо дня в день, каждый по 1 тыс. При
этом они делают основной объем ваших продаж и для чистоты эксперимента
определимся, что их совокупный объем закупок у вас = вашим 100% продаж. Вас не
устраивает в них как минимум процентов 20 от их запросов. И эти 20% говна сконцентрированы
в 20% от 30 клиентов, т.е. в 6-ти педарастах. Вы посылаете этих 6 педарастов на
хуй, теряя кратковременно 20% продаж, но для вас это не критически, и живете дальше долго и счастливо. Не давая никому эксклюзив, предоставив
лишь равные, справедливые, выгодные и прозрачные условия для всех. Вместо 6-ти
пидаров вы привлекаете на их место десяток новых нормальных ребят, давая равные всем условия. Вы
не испытываете стресса, работаете свободно, не зажаты в рамки. Вы не даете
спеццены и не лишаете себя рентабельности идя навстречу хотелкам крупным
эксклюзивным клиентам. При этом ваша рентабельность продаж выше, чем у вашего
конкурента, который работает по схеме №1.
А теперь ответьте мне, какая из моделей более жизненна,
где больше перспектив? Не спешите. Ответ не однозначен. Смотря кто будет
отвечать и кому отвечать и смотря для чего больше перспектив... Если отвечать
будет собственник бизнеса, то он конечно ответит, что однозначно, 2-й вариант
более перспективен и правильный. Но если
будет отвечать матерый топ-функционер и наемная душонка, то он приведет десятки
доводов собственнику в пользу варианта №1, как единственно правильного. Здесь
будут и аргументы минимизации операционных издержек, и логистики, и скорости
принятия и доведения бизнес-решений и пр. и пр. и пр. И если собственник уже зажирел умом и перестал
думать на тему бизнеса, то он как всегда кивнет головой и предоставит
"опытному надежному" функционеру далее проводить
"правильную" политику продаж, чтоб самому в это время предаться более
приятным делам (у кого рыбалка, у кого охота, у кого акваланг, путешествия и
т.д.). А наемный функционер всегда знает, что имея в кулаке ограниченное
количество ВИП-клиентов со спецценами, он всегда легко может посредством этого иметь прямое влияние
на политику продаж и на самого собственника через это. Очень легко договориться
и ублажать трех клиентов и получать от них регулярную благодарность в обмен на
повышенную лояльность. Это гораздо легче,
чем работать в рынке с десятками клиентов, держать руку на пульсе, креативить,
сбивать команду, расти и развиваться вместе с ней и т.д. Ну а когда у
собственника со временем падает кэшфлоу и неуклонно снижается ежемесячный доход
и он начинает недоумевать и злиться по этому поводу, то "проверенный
временем и преданный делу" функционер начинает быстро искать оправдание и жертву. Он поет
песни собственнику о том, что конкуренты демпингуют, что менеджеры нихуя не хотят работать, что люди
зажрались, что мы им много платим, они не выполняют планы. Под это дело для собственника клепаются управленческие и прочие отчеты, которые грамотным функционером подаются и аргументируются в нужном ЛИЧНО ЕМУ свете. Начинается очередная
"буря в стакане", волна террора, увольнений, доносов и прочих офисных
нечистот. Функционер просит свою верную тройку клиентов помочь ему, опять
увеличивая им скидку и слезно просит их хотя бы в текущий и следующий месяц все
объемы выбирать только у него. Все это в купе приносит краткосрочный положительный
результат, собственник (он же - терпила) успокаивается, видя, что его
"верная правая рука" владеет ситуацией и со спокойным сердцем отбывает
отдыхать и успокаивать нервную систему в Сардинию (Доминикану, Монако и т.д. по
списку). Так проходит раз, два, три за длительный период бизнеса. Но когда-то
глаза терпилы-собственника открываются, как правило это бывает очень поздно и когда последствия такой политики уже очевидны и необратимы, он изгоняет своего "верного"
функционера и начинает наконец-то заниматься бизнесом сам или передавая бразды правления очередному "преданному". А бывший
"преданный" функционер быстро приземляется у конкурента
"терпилы", забирает от терпилы свою тройку лояльных прикормленных вип-клиентов, тем
что дает им еще более выгодные условия и тем самым окончательно топит бизнес
терпилы.
Се ля ви. А вы себе этого хотите? Если да, тогда
продолжайте в том же духе.
Вот еще мысли на тему спеццен, наценок, скидок, которые я озвучил в этом блоге ранее:
Вот еще мысли на тему спеццен, наценок, скидок, которые я озвучил в этом блоге ранее:
Комментариев нет:
Отправить комментарий