Тема данного поста, думаю, будет более интересна
поставщикам, чем мелким торговцам, однако существуют базовые принципы логики
бизнеса и продаж, которые являются общими, независимо от размера компании и
отрасли, поэтому не проходите мимо, может что и почерпнете полезного.
В жизни
очень часто случается так, что именно простые
решения принимаются очень сложно. При этом последствия в бизнесе от
принятия правильных простых решений могут быть на порядок более эффективными,
чем от реализации очень сложных моделей и стратегий. Именно так и получилось,
почти ровно год назад, с одним из наших топ-поставщиков. Принятое правильное
простое решение привело к неожиданным для поставщика, и ожидаемым для нас,
результатам. А теперь подробнее.
Речь пойдет о всем известной компании ЮникТрейд. Не знаю как у кого, а у нас продажа наличия Юника всегда
шла ни шатко ни валко. Вроде и ассортимент широк и цена в топе, да вот только объемы
продаж не велики по сравнению с коллегами по цеху, такими как Омега, Автотехникс, Элит. И
плелся Юник все время где-то посередине турнирной таблицы продаж, периодически
вытесняясь то Владиком, то Интеркарсом, пока не произошло одно замечательное событие,
а именно - Юник прислушался к Клиенту и принял
простое решение.
Теперь
подробнее. Харьковский региональный менеджер Юника время от времени бывал у нас
и задавал частенько один и тот же вопрос - почему так мало берем? Замечу, что
продолжалось это не один год. На что я ему пару раз пытался объяснить, почему
это происходит, но думаю, он скептически относился к этим объяснениям и в
глубине души не считал их вескими. Так и шло все своим путем до тех пор, пока в
октябре 14-го не появился у нас с тем же вопросом менеджер Юника боле высокого
ранга, который был полномочен принимать решения (во всяком случае, влиять на их
принятие). Он был в курсе наших пожеланий, нашел их подтверждение при личном визите
и принял простое решение - сделать пилотный проект для нас исходя из нашего видения
на пару-тройку месяцев, чтоб потом принять окончательное решение на базе полученных
результатов. И уже через пару дней после встречи он перезвонил и сказал, что пилотный
режим "хотелок" для нас включен. Забегая вперед скажу, что объем
продаж (в евро) по Юнику после принятия
этого решения уже в октябре прошлого года (то есть в тот же месяц) увеличился
где-то в 5 раз и рос далее, причем никаких "умышленных" действий менеджеров
в отношении увеличения продаж именно по этому поставщику не предпринимались. Все
шло естественным путем. Далее, через месяц, был рост был в 6 раз, потом в 7 раз
(по сравнению с аналогичными месяцами прошлых лет) и на текущий момент, если брать оборот в евро
по Юнику в сравнении прошлыми годами (причем докризисными), оборот вырос в
среднем до 7-10 раз, опередив Элит и сравнявшись с Автотехниксом. Вот это результат! При этом общий объем продаж в евро остался примерно таким
же, как и ранее, т.е. произошло перераспределение продаж со складов других
поставщиков в пользу Юника, поскольку реализовалось
его конкурентное преимущество по цене.
Что же мы
обсуждали и какое решение было принято?
Камнем преткновения
была платная доставка этого поставщика. Их позиции постоянно вылетали в топе
цен, где на 1 евро дешевле, где на 1,5 евро, но доставка в размере эквивалента
примерно в 1,5евро (28 гривен стоила курьерская доставка Юника клиенту год
назад) сводила конкурентный результат цены к нулю. Дело в том, что у нас каждый менеджер
работает на себя по полной цепочке - от заказа запчасти у поставщика и до
отправки ее конечному клиенту. И поэтому каждый менеджер самостоятельно принимает
решение, у кого откупать ту или иную позицию и не знает и не отслеживает, что одновременно
происходит с корзиной заказов других менеджеров. Поэтому, каждый самостоятельно
для себя выбирает более приемлемые условия покупки запчасти с того или иного
склада. При этом менеджер руководствуется следующими критериями:
- входная цена запчасти;
- стоимости ее доставки;
- срок поставки;
- удобство доставки (на офис или на перевозчик, если на офис, то заносит водитель или придется выходить и пр.);
- возможность оперативного возврата поставщику и стоимость затрат по возврату;
- срок зачисления возврата на баланс;
- удобство заказа у поставщика (удобная программа, легко создать и отгрузить заказ, удобно отслеживать, возможно сформировать различные ведомости по движению товаров, денег и пр. за период);
- удобство оплаты поставщику и стоимость потерь по оплате (комиссия банка и пр);
- и еще много факторов, которые отработаны до автоматизма и моментально "ментально" привязываются к тому или иному поставщику.
Помимо "ментальных" привязок, такие четко выраженные ценовые факторы, как
стоимость доставки и оплаты, учитываются в шкале
наценки на вход поставщика, которая привязывается к каждому поставщику. Естественно,
чем выше транспортные и прочие расходы по поставке запчасти со склада конкретного
поставщика, тем более дорогая расчетная цена этой запчасти получается на выходе для
клиента. Прочие вышеперечисленные "неудобности" также учитываются в
шкале наценки. Вот и получалось, что Юник предлагал лучшие цены, а продажи по
его складу "буксовали", поскольку входная цена с учетом наценки была
уже не конкурентна.
Похвально
то, что "пробуксовка" продаж все же вызывала вопросы у продавца (у
Юника), который в конце-концов приложил ухо к земле, выяснил причину и принял
простое решение. Пилотным проектом стало принятие решения о бесплатной доставке
нам товаров. Что привело к установлению для этого поставщика минимальной шкалы
наценки, такой же, как и по другим поставщикам, доставляющим нам товары
бесплатно. И теперь топовая цена входа от Юника стала топовой и по продаже для наших
клиентов. Мало того, спустя пару тройку месяцев, этот пилотный проект распространился
на остальных харьковских клиентов Юника уже в качестве рабочих условий. А уже
это привело к тому, что Юник теперь стал на перевозчике получать товары паллетами,
взял еще одного дополнительного водителя. Я частенько стал видеть растерянного менеджера
Юника на Гюнселе, стоящего у стенки, где было выгружено несколько паллет товара)))),
тогда как ранее такого объема не было.
А теперь
выводы из всей этой истории. Не буду повторять банальную фразу, что
"клиент всегда прав". Но то, что важно не только слушать, но еще и
слышать клиента, а на основании услышанного еще и принимать правильные
бизнес-решения - это действительно так. Вы можете делать региональные
прочесывания клиентов, стирать ноги делая прямые продажи, окучивать СТО,
переманивать клиентов спецусловиями, тратить кучу денег на продвижение и пр. и
пр. А можете просто в звенящей тишине собраться с мыслями, настроиться, прислушаться
к "белому шуму" клиентов и принять простое решение, не требующее
сверх вложений и приводящее вас к успеху.
И еще.
Представьте в нынешних условиях (я беру Харьков) поставщиков, таких как Автотехникс,
Элит, Владислав и пр., которые более "тяжелые" за счет региональных
складов (аренда, зарплаты, логистика и пр.) и "легкий" Юник, у
которого в Харькове ни офиса, ни склада, а всего менеджер и пару водителей. Содержание
такого аппарата для большой компании сущие копейки. О чем я и сказал парню,
приехавшему из Николаева: "Вы можете в разы увеличить объем продаж по
региону не снижая цены, а стоимостью этого результата будут лишь месячные
расходы на бензин и амортизацию авто по развозке по Харькову. Попробуйте, в
крайнем случае, если не пойдет положительная динамика, отмените через пару-тройку
месяцев эксперимент и зафиксируете небольшие убытки." Юник услышал и принял правильное простое
решение, хотя шел к этому годы. Если бы он слушал внимательнее, то принял бы это
решение на несколько лет раньше и заработал бы больше.
И
последнее. Если посмотреть на всю эту ситуацию через призму законов маркетинга,
то произошло то, что и должно было произойти по бизнес-логике - реализовано
конкурентное преимущество по цене компании, которая была просто обязана его
реализовать в силу того, что ее стратегия "меньшие
операционные расходы - более низкая цена товара". И то, что по факту для конечного клиента их
цена не была самая низкая в определенном и довольно широком сегменте продаж
(одиночные торговцы и компании с индивидуальными продавцами) - это было их
упущение. Это простое решение принято с запозданием по вине самого менеджмента
компании. Обнажается еще одна проблема. Если данная схема работы жизненна в
текущих условиях, то логично было бы очень быстро ее масштабировать на все
регионы Украины и пожинать плоды. А что же тогда делать нашим "тяжеловесам"
со складами, грузчиками, водителями, менеджерами и прочими "грузами"
и в силу этого с более высокой входной цены для своих клиентов? Чтоб это все не было балластом, надо также вовремя
принимать правильные простые решения. Они есть и для них, только их надо
"рассмотреть". Ведь у них есть готовая стратегия "наличие сегодня-на-сегодня для всех". Просто надо реализовать
эту стратегию. А как? Для этого и есть у вас высокооплачиваемые менеджеры и
сами собственники бизнеса, вам и карты в руки! Думайте сами, подсказывать не
буду)))
Еще интересно почитать по данной теме:
- Что лучше, иметь 3 клиента по 10тыс. продаж каждому или 30 клиентов по 1тыс?
- А вы уже составили свои стратегические планы на 5, а лучше на 10 лет вперед? Если да, тогда я вас поздравляю. Можете засунуть их в жопу!
- Резерв автозапчастей - это добро или зло? Антология резерва топ-поставщиков автозапчастей
- Некоторые мысли вслух по спецценам от поставщиков
- Кроссы автозапчастей и с чем их едят. Как создать алгоритм обработки аналогов и где взять базу кросс-номеров автозапчастей?
- Судный год. Рейтинг выживания.
- Полгода на размышления и решения. Промежуточные итоги. Что изменилось?
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьинтересная информация, согласен полностью
ОтветитьУдалитьдля себя хотел уточнить - ваш оборот увеличился во сколько раз? и в каких единицах измерения вы считаете (гривны, штуки)?
все же есть по тексту и во сколько и в чем (в евро)
ОтветитьУдалитьДобрый день.
УдалитьНапишите мне, пожалуйста, интересно обсудить сотрудничество.
marketing@drivernotes.net
извините не заметил.
ОтветитьУдалитьа ваш оборот увеличился? т.е. если у юника больше стали покупать, то у других я так понимаю объем закупок не изменился. верно?
хорошо что все закончилось в вашу пользу, а могли бы и денег лишится и товар не получить.
ОтветитьУдалитьУ нас похожая ситуация была, когда Юник перебрался в Киев.
ОтветитьУдалить