О чем этот блог?

БЛОГ О ТОРГОВЛЕ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ ИНОМАРОК И НЕ ТОЛЬКО...

2013-02-24

Автотехникс - оценка поставщика автозапчастей (сезон 2012-13)

        Итак, пролетел год и настал черед посмотреть, что изменилось для нас, рядовых торговцев, какие нам сюрпризы и новшества, приятные и неприятные неожиданности подготовили наши уважаемые поставщики. Начнем, как и в прошлый раз, по алфавиту с Автотехникса.


        Как и в прошлогоднем обзоре, в этом году Автотехникс все также является лидером по объему живой номенклатуры складского наличия (в среднем, на текущий момент около 65 тысяч строк номенклатуры наличия) и лидером по количеству складов региональной сети (18 региональных складов по Украине). В общем-то не о чем было бы и сказать дополнительно, все шло стабильно в оцениваемом прошедшем сезоне 2012-13, с блеском проведена выставка АД ОПЕН 2012, такое же широкое наличие, как и годом ранее, все также четко работает логистика, своевременная доставка и пр.... Если бы не случился  ФЕВРАЛЬ 2013. С начала февраля этого года ценовая политика компании Автотехникс стала просто непонятна. Начались какие-то перманентные скачки цен и непонятные телодвижения со скидками. Наличие Автотехникса в феврале 2013 выпало из топа цен по сравнению с ценами других поставщиков Большой восьмерки. В итоге, лично наши продажи со складов Автотехникса в феврале 2013 практически сошли на нет, в то время как по продажам со складов других поставщиков G8 произошел прирост, в том числе и за счет перераспределения падения продаж Автотехникса. 

       Что же произошло в феврале 2013 с Автотехниксом? У меня есть свое субъективное мнение на этот счет. Поделюсь им, хотя это лишь догадки и предположения. Итак, всем известно, что начиная с февраля и заканчивая маем месяцем у автоторговцев происходит ежегодное сезонное увеличение продаж. Вот в преддверии весеннего нереста автолюбителей в чью-то светлую голову в Автотехниксе пришла шальная мысль, как ничего особо не вкладывая снять сливки с весеннего пика продаж. Сказано-сделано, с 1-го февраля, даже не ставя своих клиентов в известность о своих планах, были подняты розничные цены по всей номенклатуре от 5-15% и более. Одновременно с повышением цены розницы, избранным, которые делают максимальные объемы продаж, были увеличены размеры скидок, остальным скидки оставили без изменения и даже уменьшили на 2-3% по различным брендам. Поэтому "избранные" не почувствовали этого роста цен, а наоборот, получили еще лучшие входные цены. Все же остальные клиенты, а их большинство, получили более высокие входные цены на сезон увеличения продаж. И если мы, в силу того, что видим одномоментно текущую входную цену по одному и тому же номеру запчасти как минимум 3-10 прямых поставщиков и откупаем со склада, где дешевле. У рядового СТО или небольшого магазинчика, который прилип к складскому наличию Автотехникса, такой возможности нет. И в силу повышенного спроса нет времени искать на 5-15% дешевле, когда проще прилепить свой процент к цене, заказать доставку со склада Автотехникса и перейти к следующему клиенту. На это и сделан был расчет февральской революции. А еще расчет был сделан на то, что остальные поставщики, получив подобный сигнал, также начнут повышать свои цены в преддверии сезона, как это было годом ранее. Однако в этом году никто из G8 больше не присоединился к подобному радикальному повышению своих цен. Во всяком случае пока не присоединился. Еще расчет сделан на то, что наиболее ходовые позиции будут быстро выбиты у конкурентов в сезон по меньшим ценам и торговцы все-равно обратятся за более дорогими, но имеющимися в живом наличии запчастями. Наверное аналитики по продажам и рисковики Автотехникса предварительно все очень хорошо посчитали и все учли, иначе их ошибка может дорого стоить в части прибыли компании и в репутационной составляющей имиджа поставщика. 
        Что сказать? Согласен, ценовая политика каждого поставщика - это сугубо его личное дело. Однако нам, клиентам, хотелось бы, чтобы эта политика была более предсказуема и прозрачна. Хотелось бы большего взаимного партнерства. Хотя о чем можно говорить, ведь мы живем, фактически, в стране третьего мира. Если во всем цивилизованном мире, например, на Рождество происходит снижение цен, то на наших рынках и в магазинах наоборот загодя происходит плановое предсезонное повышение цен на продукты питания и прочую продукцию. Зачем судить поставщика за то, что у него методы торговли сродни методам барыги с контейнера Лоска? И цена варьируется в зависимости от сезона, погоды или настроения. Не мы такие - рынок такой. Мы все продукт одной системы, поэтому глупо ожидать пресловутого европейского подхода и сознательности на нашем рынке. Все происходит как в эпоху дикого капитализма, бал правят спрос и предложение, а также собственные рычаги и ресурсы. Хотя ведь хочется ровняться на кого-то, кто-то ведь должен быть локомотивом, чтоб тянуть всех остальных на своем примере в цивилизованное будущее...

Ладно, отвлеклись на домыслы и мечты. Посмотрим, что мы имеем на текущий момент по оценке данного поставщика по нашему алгоритму.

 Рейтинговая оценка Поставщика автозапчастей ©
АВТОТЕХНИКС (сезон 2012-13)
(для формирования рейтинга поставщиков с  точки зрения предоставляемого ими удобства работы и полезности для своих клиентов -  торговцев автозапчастями)

Параметр
Показатель
Словесная
оценка/ Характеристика
Бальная оценка
Итог
параметра
1. Наличие
 (номенклатура живого складского наличия Поставщика, кол-во строк номенклатуры наличия)
До 500 строк
Очень мало
2
10
От 500      до 1000
Небольшой склад
3
От 1000    до 5000
Умеренный склад
4
От 5000    до 10.000
Нормальный склад
5
От 10.000 до 20.000
Хороший склад
6
От 20.000 до 30.000
Большой склад
7
От 30.000 до 40.000
Очень большой склад
8
От 40.000 до 50.000
Суперсклад
9
Более 50.000
Мегасклад
10
2. Количество брендов в складской номенклатуре
До 5 брендов
Мало
1
5
От 5 до 10
Удовлетворительно
2
От 10 до 20
Нормально
3
От 20 до 30
Хорошо
4
Более 30
Отлично
5
3. Количество региональных складов (филиалов/представительств, в т.ч. центр офис)

1 склад
Монорегиональный поставщик
1
5
От 2 до 4
Региональный поставщик
2
От 5 до 7
Межрегиональный
3
От 8 до 10
Системный
4
Более 10
Всеукраинский
5
4.  Логистика
(суммирование баллов за выполнение каждого параметра)
Стоимость доставки по городу «сегодня на сегодня» - до 1,5€
1
3
Наличие плановой бесплатной доставки
1
Возможность отправки товара  непосредственно Поставщиком на конечного клиента своего Покупателя без док-тов, фирм.скотча, визиток, наклеек и пр.символики
1
Прием заказа Пост-ком с исполнением текущ. днем до 16-00
1
Наличие от 3-х и более рейсов доставки по городу в течение рабочего дня
1
5.   Качество принятия возвратов
Принятие возврата и зачисление средств на баланс Покупателя в срок с момента получения возврата:
За 1-2 дня
2
1
От 3 до 5 дней
1
От 6 до 10 дней
0
Более 10 дней
-1
Штраф при возврате (суммируется при наличии с осн. параметром принятия возврата)
-2
6.   Качество сервиса заказа запчастей
(софт, онлайн, поддержка  - суммирование баллов за выполнение каждого параметра)
Онлайн система заказа, резерва и проверки наличия
1
 2
Наличие фото, описания, кроссов выбираемой запчасти онлайн
1
Возможность скачать с сайта актуальный прайс наличия
1
Обеспечение клиентов файлами кросс-кодов по брендам, не представленным в основных каталогах
1
Ведение онлайн архива взаиморасчетов, заказов, отгрузок, возвратов
1
7. Расчеты
Предоставление отсрочки платежа на срок:
Только предоплата
0
1
Отсрочка до 3-х дней
1
От 4 до 7 дней
2
Более 7 дней
3
8. Цены
Очень высоки, практически всё выше цен конкурентов
Неудовлетворительно
-2
1
От 10 до  20% от ценника попадает в топ по цене
Хорошо
1
Более 20% от ценника попадает в топ
Отлично
2
9. Имидж Поставщика

(суммирование баллов за выполнение каждого параметра)
Поставщик проводит ежегодно выставки и прочие публичные мероприятия для своих клиентов из регионов
1
3
Поставщик обеспечивает своих клиентов методической поддержкой, каталогами и рекламными материалами, проводит тренинги, семинары
1
Менеджер по продажам (региональный менеджер)  не реже 1 раза в месяц посещает офис клиента либо связывается по телефону или др. способом (если в другом регионе) для выяснения текущих вопросов и пожеланий своего клиента
1






ОБЩИЙ  ИТОГ  ВСЕХ  РАЗДЕЛОВ:
Возможный МАКСИМУМ
40
ФАКТ

31



Общая оценка Поставщика исходя из набранных баллов по Алгоритму оценки:

Количество набранных баллов
Оценка по 10-бальной шкале
Словесная оценка поставщика
37-40
10
ОТЛИЧНО
33-36
9
ОЧЕНЬ ХОРОШО
29-32
8
ХОРОШО
25-28
7
НОРМАЛЬНО
21-24
6
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
17-20
5
ПОСРЕДСТВЕННО
13-16
4
ПЛОХО
9-12
3
ОЧЕНЬ ПЛОХО
5-8
2
ОТВРАТИТЕЛЬНО
0-4
1
ХУЖЕ НЕКУДА!




        Как видим, набранный балл – 31 из максимальной оценки 40 баллов и общая оценка – ХОРОШО. Это совсем не та оценка, которая должна соответствовать уровню данного поставщика. Повторюсь, что это оценка дана со стороны небольшого торговца, коих большинство. Думаю, что у "избранных" и уровень скидок выше и наличие предоставляется и вопросы с кроссами решаются, поэтому и оценка данного поставщика с их стороны была бы возможно гораздо выше. Но не для нас с вами.


        Один бал убрал из раздела 4 Логистика в части наличия доставки "сегодня на сегодня" по цене до 1,5Евро. Текущая цена срочной доставки Автотехникса - 20грн превышает этот размер. Хочу отметить, что в разделе 8 - я поднатянул оценку и дал 1 балл с учетом того, что увеличение цен произошло лишь в феврале, а на протяжении всего года цены были достаточно конкурентны.  Хотя если брать по ценам февраля, то это реально должно было быть минус 2 балла по 8-му разделу оценки. Будем все-таки надеяться на лучшее, что февральская ситуация останется недоразумением. 


        Что дополнительно мне нравится или раздражает в работе с данным поставщиком? Я указывал на недостатки в прошлогодней оценке Автотехникса, как ни печально, но все они сохранились и в текущем сезоне. Указывал и на другие недостатки в отдельных обзорах, в частности о стойком не желании централизованно предоставлять свое складское наличие, отказ предоставлять актуальные кроссы на тот же Profit и прочие бренды, которые не представлены в общих каталогах.


        Что ж, подытоживая, будем надеяться что к моменту следующего обзора все недостатки, которые имеются на текущий момент, будут исправлены Автотехниксом. Для этого не нужно многого - только добрая воля, терпение и здравый смысл. Удачи вам в сотрудничестве с данным поставщиком! 

Еще интересно почитать по данной теме:





Комментариев нет:

Отправить комментарий