Второй день глубокого девала оказался не менее ярким, чем
первый. Итак, по-порядку. Как и вчера, для начала ознакомимся с почасовым межбанком по доллару и евро
сегодня, 27/02/2014:
Как видно
из хода торгов на межбанке, сегодня национальная валюта к обеду девальвировала
в среднем на 9-10%, как в долларе, так и в евро. К концу торгов произошел откат
на 4-5% от дневного пика. День был горячий, что и привело к дальнейшим нервам
самых неуравновешенных операторов нашей Большой восьмерки. Обо всем последовательно.
Сцена 1. Элит
Пришел
товар из Элита. Приняли, стали
проводить, а в накладных цена выше, чем в выполненных днем ранее заказах в
Е-каталоге. В одной накладной цена
превышала на 18% цену заказа, а во второй накладной цена была на 10% выше цены заказов, выполненных днем ранее в
Е-каталоге. И это при том, что вчера, после получения и первого и второго информационного уведомления от Элита, ситуация
была согласована с нашим региональным. Поскольку
мы работаем по фактической оплате сразу при привозе
товара, нам вчера гарантировалось региональным, что повышение цен и перерасчет нас
не коснется - "работайте как всегда, в обычном режиме", было сказано.
Но как оказалось, что распространяется. Опять пообщались с Димой сегодня, он
обещал сделать новую накладную и вернуть все в первоначальное состояние. Накладную
под замену привезли сегодня же с новой поставкой, но там лишь переоценили те
позиции, которые были наценены более, чем 10% от заказа и донаценку по ним
уменьшили до 10%. Таким образом, вчера и сегодня мы заказы по Элиту фактически закрыли
в ноль по рентабельности, так как за ночь цены в накладных подорожали на 10%. В
следствие этого, оперативно было принято
решение повысить наценку на наличие Элита до максимальной, что фактически
выводит все наличие данного поставщика из топовых цен, а соответственно, товар
Элита временно, до снятия им санкций, не будет продаваться. А всем вам советую внимательнее отнестись к заказу товара у Элита до стабилизации ситуации, дабы не иметь
подобных сюрпризов от данного поставщика!
Что сказать
по сложившейся ситуации с Элитом - лидером рейтинга поставщиков для барыг сезона2012-13гг? Мало того, чтобы завоевать
лидерство. Очень важно и гораздо труднее его удержать и укрепить! Лояльность покупателей собирается по крупицам, а теряется моментально. А то, как
Элит повел себя при первых же нестабильных ситуациях на рынке со своими
клиентами, просто низвергает Элит с пьедестала лидеров G8.
Сцена 2. Интеркарс
Что
касается Интеркарса, то компания
просто растерялась. Некоторое время их онлайн не работал сегодня. Затем
увидели, что цены заливки практически не соответствуют онлайну, что было
замечено еще вчера. Но сегодня был хаос по ценам полный! Скидки поубирали. Постоянно
прыгали цены. Но по крайней мере, в отличие от Элита, Интеркарс четко
выполняет - если заказ выгружен, то цена в нем уже зафиксирована и не меняется
ни ночью, ни днем.
Выводы
Похоже, что наши зарубежные коллеги (Элит - Чехия, Интеркарс - Польша) уже позабыли как вести дела в
условиях резкой курсовой нестабильности. Но остальные компании G8, которые
прошли "горячие" 90-е, это прекрасно помнят и не столкнулись с подобными
затруднениями. Например, Владислав и
Юник всегда предоставляют свое
наличие в евро, а курс у них фиксируется на сайте, поэтому подобных трудностей
не возникло.
Еще хочу сказать, что именно в непростых ситуациях, при потрясениях, тотальной нестабильности и выясняется, насколько высшее звено компании является лидером и принимает взвешенные и четкие управленческие решения, то есть, насколько менеджмент является эффективным. Это относится абсолютно ко всем компаниям. Время расставит все на свои места, и это пройдет, но осадок и память останутся.
Еще хочу сказать, что именно в непростых ситуациях, при потрясениях, тотальной нестабильности и выясняется, насколько высшее звено компании является лидером и принимает взвешенные и четкие управленческие решения, то есть, насколько менеджмент является эффективным. Это относится абсолютно ко всем компаниям. Время расставит все на свои места, и это пройдет, но осадок и память останутся.
П.С.
И в заключении о
приятном. Похоже Автотехникс, услышал все наши молитвы, и в марте месяце грядут большие изменения в лучшую для нас
сторону. Не буду раскрывать подробности, пока и сам полностью не знаю, но в
ближайшее время, надеюсь, мы все это увидим и ощутим.
Еще интересно почитать по данной теме:
- Обвал. У некоторых - истерика. Хроника 26 февраля 2014
- Некоторые итоги 2013 года для торговцев автозапчастями для иномарок
- А вы уже составили свои стратегические планы на 5, а лучше на 10 лет вперед? Если да, тогда я вас поздравляю. Можете засунуть их в жопу!
- Лоск хоронить нельзя еще пожить. Поставьте запятую в нужном месте...
- Что лучше, иметь 3 клиента по 10тыс. продаж каждому или 30 клиентов по 1тыс?
Уважаемый автор, спасибо вам за статьи и мне реально интересно читать ваш блог. Но хочу и высказаться. По поводу страшного слова "хеджирование" в одной из заметок по скачкам курса и ценам поставщиков а так же по текущей статье - Наверное это было бы так (осадок останется), если бы не было одного момента.
ОтветитьУдалитьВы забыли, что дистрибуция - это не мелкий опт. И там от момента заказа до момента оплаты за товар проходит время, и его гораздо больше. К тому же выбор поставщика (лемф) например только один, а не как у вас 20 вариантов где его купить сегодня и сейчас. И цена зафиксирована в Евро. Кроме того есть еще одни момент: по законодательству Украины купить валюту сразу нельзя, можно подать заявку и сделать покупку только через неделю. А теперь ситуация: запчасть куплена за 10 евро. Продается вам за 12 евро. В гривнах это было 120 грн (упрощаю точность для наглядности). За день, как вы сами выразились, курс подрос на 7%, потом на следующий день еще и т.д. В итоге, полученный дистрибьютором от клиента 120 грн превратились в 8 евро. А за запчасть нужно отдать 10 евро. Вы предлагаете что бы ваш поставщик взял эти затраты на себя? Но мы же это делаем с вами не ради того, что бы делать, а ради заработка. Вы же делаете то же самое, получили входную цену, приклеили 30% и трава не расти. Так почему бы вам не взять на себя курсовые разницы и не продать своему клиенту запчасть дешевле, чем вы ее купили?
Как то так....
Игорь, спасибо за комментарий. К сожалению, в силу дневной загруженности, не могу оперативно отвечать, бытие барыги несколько отличается от офисного уклада. Уловил вашу легкую иронию по поводу "хеджирования". Уж поверьте на слово, если я и упоминаю какую-либо профессиональную в той или иной сфере терминологию, то не просто так. Не согласен с вами и с приведенным вами примером. Сейчас объясню почему.
ОтветитьУдалитьВ вас сразу угадывается офисный работник, уверен, что вы не являетесь собственником, да и вряд ли владеете долей компании, иначе бы думали иначе. Извините, если обидел. И в этом не ваша вина, просто вы мыслите как типичный представитель беловоротничкового авангарда любой крупной компании. Угадывается порода и высота в сравнительном суждении, что "дистрибуция - это не опт". Но настоящий хозяин (владелец бизнеса, доли) вряд ли будет так рассуждать. Когда хозяин видит, как на глазах тают и обесцениваются его активы, заработанные потом и кровью, то он не будет вдаваться в лирику и рассуждать, а будет действовать, искать пути и решать проблемы. Любой эффективный собственник в случае высокой нестабильности будет думать над ключевым вопросом - "Быть или не быть?", а именно:
1) Могу ли я сохранить бизнес и что для этого нужно сделать?
Если собственник принял решение идти на выживание компании, то он будет думать, как:
а) минимизировать издержки, сжаться, оптимизироваться
б) сохранить активы (не приумножить, а именно сохранить с наименьшими потерями)
в) сохранить клиентов (это залог поступления выручки, а значит и выживания)
г) сохранить партнерские отношения с поставщиками (а это значит не кинуть их на бабки)
д) сохранить значащее "золотое" ядро персонала компании
е) возможно уйти в другую нишу, трансформироваться и пр. бизнес-решения
ж) и т.д, и т.д. ................. ..........
2) Если я не могу сохранить бизнес, то как из него выйти быстро и с наименьшими потерями?
Ну а здесь вариантов очень много, в том числе и в зависимости от человеческих качеств, взглядов на жизнь самого собственника. Чаще всего вопрос выхода из бизнеса в наших реалиях может стоять просто - кого кинуть? (сотрудников, поставщиков-кредиторов, банк-кредитор и т.д, или всех, или в комбинации)
Продолжение...
ОтветитьУдалитьТак вот, отвечая на ваш приведенный пример, я не принимаю аргументов: "цена зафиксирована в Евро. Кроме того есть еще одни момент: по законодательству Украины купить валюту сразу нельзя, можно подать заявку и сделать покупку только через неделю." Это похоже на аргументы штатного безынициативного финансиста. Да, есть правила. И если я слышу от компании, что они не могут обойти какие-то там валютные инструкции, то я делаю вывод - либо в компании нет хорошего финансиста, либо эта компания обслуживается не в том банке. И поверьте мне, за мой 15-летний банковский стаж, в том числе и в направлении банковского валютного регулирования, торговых и неторговых операций, заведения инвестиций, валютного кредитования и контроля экспортной выручки десятков компаний с многомиллионными годовыми оборотами в валюте, и это еще по тем временам... Перечислять могу очень долго, но это никому не нужно. Скажу лишь одно, что в том же августе-сентябре 1998 года мы просто спасали капиталы многих компаний. Да и просто в нормальные времена, без потрясений, любой хороший банк имеет достаточно схем для решения вопросов клиента. Я, как вы сказали, в предыдущей заметке упомянул один из вариантов этого страшного слова "хеджирования". И опять подтверждаю, что это нормальный рабочий вариант спасения средств собственника в условиях перманентного форсированного падения национальной валюты и возможность фиксирования курса для клиентов, по-крайней, мере на следующий день. Если у вас есть свободный актив, в данном случае подушка в виде временно свободных средств номинированных в гривне и у вас есть ежедневная выручка в нале, то вы без труда можете конвертировать весь гривневый нал в наличный доллар. Не буду перечислять пути, как вывести нал и оформить правильно, как пригласить оптовика, который вам сам привезет доллар или евро по курсу опта и т.д. - это технические вопросы. В момент, когда вы перевели наличную гривну в наличную валюту - вы зафиксировали курс, а соответственно и свои риски. Любой нормальный банк имеет схему заведения наличного доллара на счета, в том числе на счета поручителя по вашему импортному валютному кредиту (кредитной линии). И т.д по схеме. Схем много всегда было и сейчас есть, рабочих, действующих, с юридическими заключениями по каждому из этапов и т.д. Еще раз повторюсь - все это техника. Просто этим нужно заниматься и нужно работать, что не всегда хочется делать умному гламурному офисному наемному топу. Ведь гораздо легче аргументировать и обосновывать "темному неотесанному" собственнику, почему этого нельзя сделать, со ссылкой на нормативные акты. Проще говорить и пестрить умными экономическими терминами, чем брать и делать, пахать. Признайтесь, коллега, ведь деньгами то рискует собственник, а я-то свои сбережения уже давно в бакс и евро перевел, не правда ли?
Вот как то так, коллега...
Извините, если где-то резко, совсем никого не хочу обидеть, ничего личного
Очередное спасибо за конструктив :),
ОтветитьУдалитьЕсли я вас правильно понял, Вы не поднимали или почти не поднимали цены своим клиентам?
П.С.: А по поводу "уверен, что вы не являетесь собственником," вы все таки ошиблись :))
Спасибо за интересную информацию! Ваш опыт будет полезен каждому, кому придётся работать и зарабатывать в нестабильной ситуации:)
ОтветитьУдалить